Александр Беленький. Необычные путешествияsecret.travel. Дастер в африке


Сахара! Ему не слипнется! Паркетник против барханов

Раньше я Марокко ненавидел, а теперь полюбил. И причина тому - автомобиль Renault Duster. Вернее, то, что мы на нём вытворяли в песках пустыни Сахара.

Duster в переводе с английского – "пыльник". И напылили мы как следует. Стартовали из Касабланки, пересекли высоченный горный хребет, увидели алжирскую границу, перемесили тонны песка и финишировали в Марракеше, намотав на колёса 1700 нелёгких километров.

Кто не знает Дастер? Да все видели его на наших улицах сто раз, модель уже пять лет в России. Раньше я считал Duster обычным, без изюминки.

Оказалось, это не Дастер скучный. Это ему скучно в городе. А вот на горных обрывах, на барханах и каменистых равнинах – о, вот тут он показал свое истинное лицо!

1 Из холодной Москвы в жаркую даже зимой Касабланки — шесть часов самолётом Royal Air Maroc. Ровно год назад я уже проделал тот же путь и тем же рейсом, так что это пожалуй лучший и самый простой способ добраться до Марокко.

2 Тем же, кто доставлял для нас Дастеры через всю Европу, пришлось потратить значительно больше времени. Впрочем, и для них это было приключением. Машины прибыли в Касабланку своим ходом из Москвы, сначала по дорогам до итальянской Генуи, дальше два дня на пароме в Танжер, а потом ещё семь часов по марокканской территории. И вот наши пути пересеклись.

Путешествие совпало с пятилетним юбилеем появления Renault Duster в России, так что команда Renault собрала нас, чтобы отметить день рождения модели. Ну а где ещё справлять днюху автомобиля, который называют внедорожником? В пустыне Сахара, куда предстояло ещё доехать.

Наш караван состоял из восьми одинаковых дизельных Дастеров: полный привод, 6-ступенчатая “механика”, 1,5 литровый турбодизель. Машины отправили в Африку без каких-либо доработок, только резину обули правильную, BFGoodrich All Terrain T/A, в остальном машины были совершенно стандартные.

3 Инструктаж перед марш-броском: за четыре дня придётся проехать 1700 километров по асфальту, грунтовкам, камням и песчаным дюнам Эрг Шигаги. “Там, куда мы едем, дороги не нужны!”.

4 Журналисты и блогеры разбились по экипажам, два человека в одну машину. Нас, в виде исключения, было трое: мы с Олегом Максимовым (видеоблогером “Бородатая езда”) не могли не пригласить на борт очаровательную Оксану из команды Renault, да и она не могла оставить нас без присмотра, за этими блогерами глаз да глаз!

5 Выехали из колоритного, но тесного Марракеша и поехали вглубь страны, к подножью Атласских гор.

Сначала дорога была хорошей и даже напоминала хайвей, но скоро превратилась в извилистую однополоску с кучей грузовиков. А потом и вовсе встали.

6 Здешние серпантины регулярно заваливает камнями, иногда не обходится без жертв. Рабочие в меру сил расчищают завалы, а мы стоим, ждём, проникаемся колоритом.

7 Марокканцы — прирождённые торговцы, из дому без товара не выходят. И только видят иностранца, рады ему немедленно что-нибудь впарить. Попытки завязать международную торговлю преследовали нас буквально каждый миг, как только останавливались или просто сбавляли скорость. Эти барышники появлялись из ниоткуда даже в самой безлюдной местности, чтобы продать нам разломанные пополам камни. Раскрашенные изнутри булыжники выдавали за аметист, кварц или другой ценный минерал, но подделка была слишком заметна. А даже будь он настоящим, на кой нам эта хрень? 😃 Торговцы были навязчивы, но не раздражали, а веселили.

8 И вообще, большинство местных были приветливы к чужакам. Кроме вот этих чётких пацанов в абибасах, решивших зачем-то не продать нам камни, а покидаться ими в машину. К счастью, никто не пострадал.

9 В какой-то момент стало так невероятно красиво, что я не смог одновременно рулить и фотографировать, пустил за руль Олега и понял — это хорошо. Быть пассажиром удобнее, главное не тупить в телефон на серпантине.

10 Большую часть пути мы ехали караваном, стараясь держаться других машин, и это было непросто, когда вокруг столько прекрасных мест, где хочется остановиться. Я даже нашёл два потрясающих заброшенных замка почти по пути нашего маршрута, но от затеи пришлось отказаться, время поджимало.

Пришлось снимать большинство картинок на ходу, через стекло, но получилось лучше, чем я рассчитывал. Спасибо моей новой камере Olympus EM-1 Mark II, которую я тогда впервые взял в поездку.

11 Чем дальше в глушь, тем ярче оазисы. Остановились на обед в роскошном отеле посреди…нет, это ещё не пустыня, но даже не знаю, как правильно назвать марокканскую глушь. Пусть будет посреди пусоты, вокруг одна дорога, и больше ни черта.

12 А эти сочные картинки пусть будут перебивкой в репортаже для вас и напоминанием для нас о последнем рубеже цивилизации.

13 Дальше началось полное Марокко: та часть страны, куда туристы вообще не доезжают, ибо не на чем.

14 В следующие два дня асфальта мы вообще не видели. Ехать было сложно, временами — невыносимо. Долго, пыльно, трудно: от каменистых грунтовок поднимались столбы пыли, болела голова и щипало в глазах.

15 И только машины чувствовали себя, как дома. “Пыльники” попали в естественную среду обитания. Так что увидите мужичка на Дастере в российской глубинке, знайте: психанёт мужик — и до Африки доедет!

16 В городе такой машине и вовсе скучно, задница сама просит приключений. Знал я одну девочку, купившую Duster: закончилось тем, что она умчала на нём из Москвы в Иран! В итоге всё хорошо, вернулась довольная и с кучей впечатлений.

17 В конце концов, чем труднее поездка, тем ярче впечатления. Голод, холод, нехватка сна и какие угодно факапы судьбы стоят того, чтобы их преодолеть.

18 Пока же нам предстояло преодолеть горы Атласа, хребет Джебель-Бени, разделяющий африканское побережье Средиземного моря и пустыню Сахару. По разные стороны этой естественной границы различаются не только климат, но и особенности жизни. К ней здесь приспособились только берберы, коренной народ северной Африки, стойкие обитатели суровых гор. Берберы исповедуют ту же религию, что и живущие в больших городах страны арабы: народы соседствуют мирно, но берберы предпочитают жить подальше от них, в своих неприветливых горах.

Один из коллег назвал их “люди-призраки”, и без мистики здесь точно не обошлось: даже на самой глухой дороге, на каменистом перевале, вдали от любых намёков на следы жизни человека, мы встречали берберов, одиноко бредущих куда-то по своим делам. Вот этот парень ловко карабкался по камням, чтобы срезать время в пути по горной дороге. Увидев караван чужестранцев, он поспешил к нам, лишь на секунду улыбнулся, и сразу спрятал эмоции. Он попросил нас “чего-нибудь”. Это был второй способ берберской коммуникации, не продать, а попросить. Всё, что было у нас в машине — россыпь конфет, отправилось к парню в карман. Другие экипажи расстались с яблоком, бутылкой воды и авторучкой. За неё он, кажется, был особенно благодарен, и рассказал (на французском), что ему не хватает канцтоваров, а идёт он из школы домой. Где твоя школа, мальчик, где твой дом, что приходится идти напрямик через безлюдные горы? Никто не ответил, призрак исчез так же быстро, как и появился.

19 История повторялась несколько раз, пока не иссякли запасы.

20 Пара слов о том, как путешествовать с видеоблогером.

21 Мы успели выехать из гор до того, как совсем стемнело. Но легче от этого не стало, только дорога прекратила петлять, и можно было набрать скорость. Мы снова поменялись местами, я ехал уже на ощупь, цепляясь глазами в красный глаз противотуманки впереди идущего Дастера. О том, что началась пустыня, говорил жёлтый цвет дороги. В остальном, я вообще не понимал где нахожусь.

22 На исходе пятнадцатого часа в дороге мы добрались до места.

23 Про кочующий отель в песках я напишу отдельный пост, уж больно необычным был ночлег.

24 Встали с рассветом, наскоро позавтракали и выехали в путь. Горные хребты Атласа остались далеко вдали, их ещё можно разглядеть по правую руку. Слева, до горизонта, бесконечная пустыня. И вот там, гораздо ближе, начинается Алжир. Попасть туда — легко, взял курс чуть левее, не заметил — и уже попал, причём серьёзно. Граница закрыта с обеих сторон, отношения между Марокко и Алжиром — хуже некуда, но демаркационную линию никто не проводил: тут же, пёс возьми, пустыня! Так что нас предупредили: далеко от колонны не уезжать, и не терять друг друга из вида.

25 Сама же Сахара — совсем не то, что вы представляете себе на картинках. В реальности пески и дюны встречаются лишь на четвёртой части её территории, остальная Сахара — сплошная хамада, так называют каменистую почву.

26 Хорошо, хоть с верблюдами не обманули!

27 Кстати, не подумайте про верблюдов, что они дикие, бесхозные и никому не принадлежат. Несмотря на весь средневековый антураж, у всех животных есть хозяин, который частенько следит за ними при помощи GPS-чипов, не шучу. А это берберская женщина, заметив туристов, тянется к сувенирам. Да, мы здесь не первые и не единственные.

28 Места труднодоступные, но хорошо известные в мире автомобильных гонок: именно здесь проходил спецучасток легендарного ралли “Париж - Дакар”, и с тех пор маршрут привлекает последователей. Едут сюда, преимущественно, с гидами и на подготовленных машинах.

Песчаная же часть пустыни называется “эрг”, что в переводе с арабского значит “песчаное море”. Растительности в эргах почти нет, зато много барханов, дюн и солончаков. Эрг Шигага одно из двух таких “морей” на территории Марокко, размеры этой “песочницы” впечатляют: 40 на 15 километров!

29 Даже опытный водитель может запросто утопить машину в песке. Увидев на горизонте застрявший Паджеро Спорт, коллеги оживились: наконец-то! Когда толчки и подкопы ни к чему не привели, пришлось использовать наш главный козырь.

30 Эта фотография дорогого стоит: компактный кроссовер вытаскивает тяжёлый рамный внедорожник из зыбучих песков! А вообще, резина решает, у Мицу чуть ли не лысые покрышки были.

31 За нашими экспериментами почти равнодушно наблюдал местный бербер.

32 Начались настоящие пески, и уже ничто не могло остановить автожурналистов, вот настоящее веселье!

33 Которое нередко заканчивалось откапыванием автомобилей из песка.

34

35 Вдалеке раздалось громкое рычание, которое не под силу издать ни льву, ни одному другому обитателю пустыни, кроме раллийного КАМАЗа!

36 Вот это встреча! Для организаторов это не было сюрпризом, а вот участники Duster Sahara Challenge приятно удивились, увидев тренировочный лагерь легендарного “Камаз-мастер”.

37 И здесь я хочу процитировать слова Константина Сорокина из “Авторевю”, лучше и не скажешь:

Есть примета. Если в забытом богом уголке планеты встречаешь парней из команды Камаз-мастер, то дальше лучше не соваться: или застрянешь, или заблудишься. И если "синие футболки" умеют ориентироваться в песках по солнцу, звездам и обертке от конфеты "Кара-Кум", то чайникам не поможет даже GPS-навигация. Поэтому я осмотрительно еду за гидом на второй передаче, стараясь не перекручивать мотор. Там, где можно разогнаться, включаю третью, перед сыпучими подъемами топчу акселератор до упора, но, чтобы не нырнуть вниз с перегиба и не расколотить бампер, через гребни переваливаю на первой. Третья-вторая, вторая-третья: двигатель тяговитый, однако с узким рабочим диапазоном, из-за чего рычагом коробки передач приходится работать часто, быстро и, главное, вдумчиво, — чтобы при смене ступеней каждый раз попадать "в момент". Получается! Если видишь колею или просто умеешь "читать песок" (предполагаю, что камазовцы учатся в марокканской Шигаге именно этой дисциплине), то валить по барханам можно настолько быстро, насколько хватает смелости. Потому что на ходу, даже при длительной езде с педалью "в пол", температурный режим межколесной муфты Дастера опасений не вызывает: полноприводная трансмиссия цепко держит режим Lock. На перегибах кораблик пустыни даже выходил на глиссирование, по-взрослому вывешивая колеса, но приземлялся упруго, без настораживающих ударов.

38 Но я не автожурналист, и так романтично вваливание по барханам не опишу. Буду краток: глядя на то, что делает эта примелькавшаяся на московских улицах машина, хочется пойти, купить себе Дастер и немедленно уехать в кругосветное путешествие. Просто потому, что можешь.

39 — В чём сила, брат? — спрашивает Олег нашего гида-бербера.

40 Третья составляющая Сахары это рэг. Такие плоские соляные равнины. Кто-то их называет озёрами, но вода здесь появляется раз в десять лет, и тогда равнина заполняется водой, а соль поднимается из почвы на поверхность. В остальное же время это идеально гладкая поверхность, где можно ставить рекорды мировой скорости.

41 В песочнице мы резвились до заката. Застревали и откапывали, снова застревали. А когда солнце зашло, пришло время возвращаться. Сейчас, когда я сижу в удобном кресле и домашних тапках и пишу этот текст, разглядывая яркие картинки, даже не сразу верится, что всё это было в реальности.

42 Но мало было выбраться из песков, предстояла долгая многочасовая дорога до Марракеша. Мы не стали возвращаться той же дорогой через Атлас, держались асфальта. Но и здесь виды завораживали и напоминали скорее пейзажи Юты и Аризоны, нежели Марокко: таким его совсем не представляешь.

43 Напоследок мы всё же решили закупить сувениров. Придорожные лавки напоминают точки по продаже пряников под Тулой: стоит остановиться, как на тебя немедленно набрасываются все продавцы, пытаясь успеть предложить твой товар раньше конкурента. Разница лишь в том, что марокканцы настойчивее.

44 Большинство побрякушек меня не интересовало, хотелось чего-то особенного.

45 Вот и те самые “аметисты”, видно как небрежно их красили. Некрашенные камни всё равно красивые, но представляют интерес разве что для геолога.

46 Мой взгляд упал на этих глиняных кабанчиков, тем более что один из попутчиков, в прошлом не раз бывавший в Марокко, их нахваливал: камни и бусы, говорит, везде продаются, а кабанчики — только на этом перевале. Статуэтки смешные, с хвостом-крючком и дыркой в попе, и стоят совсем по божески, цену не ломят, в отличие от масок.

47 Многие покупали глиняную посуду: вещь красивая, и в хозяйстве пригодится.

48 Брали даже тажины, те самые горшки, в которых готовят большинство своих блюд берберы.

49 Путешествие закончилось в аэропорту Марракеша. Дальше — кто куда: журналисты и блогеры в Москву самолётом, Дастеры — туда же, но своим ходом, я продолжил путешествие, и через Португалию вскоре вернулся в теперь не страшное Марокко.

macos.livejournal.com

Российский Дастер против Сахары: юбилей с песком на зубах

В юбилейной цифре 5 зашифрован ответ на главный вопрос нынешних и потенциальных дастероводов: когда к нам привезут новую модель? Ведь ее засветили уже не только под маркой Dacia, но даже с шильдиками Renault.

Так вот, вспомним, российский Duster в 2015 году серьезно обновили, а европейский вариант за семь лет выпуска поменялся мало. Резонно, что его жизненный цикл признали завершенным, к нам же второе поколение, если следовать логике, доберется к 2019 году. Может, чуть раньше или позже — официально Renault отказывается рассуждать на этот счет. Подтвердили одно: новый Duster мимо России не проедет.

Поэтому караван африканской экспедиции составили почти стандартные машины текущего выпуска с 1,5-литровым турбодизелем (109 л.с.), шестиступенчатой механикой и полным приводом. В России эта версия стоит от 935 тысяч рублей.

Выехали из старинного марокканского порта Касабланка («Дастеры» на московских номерах в Африку из Европы доставил паром), пересекли Атласские горы, коснулись границы с Алжиром, проехали вдоль нее по Сахаре и финишировали в Марракеше через четыре дня, намотав на колеса порядка 1700 нелегких километров. Впечатлений накопилось на книгу, делимся самым интересным.

О нравах

Марокко стремительно окультуривается. Лет 5-7 назад в деревнях резали баранов прямо на крыльце, кровь стекала на дорогу и машина, словно в дешевом триллере, рассекала красные лужи. Мусор вываливали из окон, и гора нечистот росла по стене до тех пор, пока ее не разносили по округе порывы ветра. Тогда отбросы оседали на заборах, дополняя апокалиптический пейзаж.

Автопарк марокканский довольно унылый: старые Peugeot, «Ситроены», прочие «французы» и реже — «Мерседесы», зато порой с овцами на крыше

Теперь же относительный порядок не только в городах. Мы пересекли на «Дастерах» королевство от Атлантики до Сахары и даже в беднейших селениях прежней жути не увидели. Ровные асфальтовые дороги, например, множатся, как на детском рисунке, — провел карандашом и готово. Говорят, такова воля прогрессивного короля Мухаммеда VI. Кое-какие городки даже хайтеком не обделены: фонари питаются от солнечных батарей. В общем, жить в Марокко стало лучше. С оговоркой, что современные трассы все чаще платные, а общедоступные маршруты еще очень и очень далеки от оценки выше «удовлетворительно».

Колоритный автохлам тоже попадается. В основном, заброшки, медленно погибающие на обочинах. Дождей почти нет, металл гниет долго

О водителях

Впечатление двоякое. С одной стороны, ездят местные по-прежнему в отчаянном стиле «иншаллах». Иными словами, рулят на удачу — случается, набитый до небес сеном грузовик вдруг маневрирует с резкостью мопеда. Аллаху виднее, кого уберечь от аварии, пояснил гид.

Еще зарисовка. На высоте за 2000 м в горах Атлас видим как бы снегоуборочные машины. Похоже, грузовики с огромными отвалами расчищают завалы. Серпантины здесь постоянно размывает и забрасывает падающими камнями. Рабочие кое-как регулируют движение в местах ремонта, но нетерпеливые водилы прут по встречке и обочинам, намертво закупоривая узкий проезд. Ждем. И за следующим поворотом снова ждем. Время в пути рассчитать невозможно, а ведь off-road еще не начался.

Но не стоит думать о марокканских водителях, как о бездушных отморозках. Чем тяжелее район, тем отзывчивее автомобилисты. Стоило одному из экипажей нашего каравана отбиться от группы и закопаться в песках, на выручку откуда ни возьмись примчал потертый пикап Land Rover Defender с колоритным бербером за рулем. И это скорее правило, чем исключение. Сегодня не поможешь ближнему, завтра сам сгинешь в пустыне.

О полиции

Силовики считаются элитой общества. Носят элегантную форму на французский манер и всячески гордятся собой. При этом «гаишники» маскируются круче российских: засада контроля скорости может быть под любым кустом даже в глуши. Встречные предупреждают дальним, но если их нет...

А ничего: «руссия, дружба, футбол, авторалли», попытка разговора по душам (если знаете французский — дело пойдет быстрее) и едем дальше. Главное — не выпендриваться и проявлять дружелюбие. Хотя один экипаж все же штрафанули примерно на 900 рублей за превышение скорости всего на 14 км/ч.

Соляное озеро Ирики - идеально ровный плотный грунт до горизонта. Как раз на таких природных полигонах обычно ставят рекорды скорости.

О доработках

В горах Атлас позитивный настрой стала подтачивать малодушная мысль, что затея покорить Сахару — авантюра чистой воды. Потому что временами приходилось ползти даже не по грунтовкам, а, скорее, тропам, натоптанным по нагромождениям острых камней. В дюнах должно быть еще сложнее, а ведь доработка экспедиционных «Дастеров» свелась, по сути, к двум вещам.

  1. Установке зубастых шин BF Goodrich All Terrain T/A K02 размерности 215/65 R16;
  2. И заводскому пакету Protection за 10 990 рублей (защита моторного отсека, бензобака, заднего редуктора и прочие мелочи вроде подкрылков).

Шины BF Goodrich достойно гребли по песку и грунту, отлично сопротивлялись порезам на камнях, но на асфальте гудели и рано начинали скользить

Лишь две «технички» получили багажник на крышу со светодиодными «люстрами», запасными колесами, лопатами и сэнд-траками. И этого хватило! Ни одной поломки или прокола — Duster терпел все, словно так и мечтал закатить на юбилей вечеринку в стиле мазо.

О «Дастерах»

Чем ближе к пустыне, тем меньше людей. Колесный транспорт сменяют ослики. Обочины зарастают кактусом, лента асфальта сужается. Вскоре покрытие превращается словно в высохшую на жаре глину: трещины и отдельные лоскутки. «Дастеру» с его непробиваемой подвеской, понятное дело, всё равно — валит, красавец! Но от постоянных ударов в руль к концу дня руки отсыхают. Плюс непроизвольно ерзаешь по неудобному креслу, пытаясь хоть немного размять затекшую спину.

Во время загрузки произошла ошибка.Отличия экспедиционного «Дастера» и официальные слова представителя Renault о будущем машины нового поколения в России

Зато турбодизель тянет прилично, кушает при этом по-божески — не больше 9 л/100 км (поверьте, в таких условиях это ничто), только передачи надо часто переключать: рабочий диапазон мотора довольно узкий. К слову, топливо стоит в Марокко 9-11 дирхамов, то есть примерно 1 евро за литр.

О Сахаре

С виду — обычная пустыня, но тут (помимо традиционных опасностей) весьма коварный песок. Временами твердый, где-то рыхлый и очень часто — как мельчайшая пыль или пудра. На языке гонщиков ралли-рейдов такое покрытие называется «феш-феш»: закопаться — раз плюнуть, а махать лопатой во спасение — весьма утомительно. Плюс по вязкой субстанции машине ехать тяжело. Пришлось даже кондиционер вырубить, чтобы эластичному в целом турбодизелю «Дастера» было попроще.

К дюнам подготовились так: заблокировали межосевую муфту, отключили антипробуксовку, спустили шины до 1 атм

Сам Duster снова удивил. Ему, конечно, досталось. В воздухе витал аромат подгоревших сцеплений, у кого-то отрубилась от перегрева межосевая муфта, пострадал и кузовной пластик. Но Duster ехал! И довольно бодро. Даже лоцман бербер восхитился проходимостью кроссовера (или все же внедорожника?). Копать и выдергивать приходилось, главным образом, из-за собственных ошибок вроде нехватки хода на перегибах барханов.

Во время загрузки произошла ошибка.

Кстати, спереди и сзади у «Дастера» удобные буксировочные проушины. Вот только не каждый шакл входит, надо маленькие использовать.

Геометрия у «Дастера» грамотная: клиренс 205 мм, углы въезда/съезда 30 и 36 градусов, угол рампы 23 градуса

О кино

Неподалеку от города Уарзазат наткнулись на киностудии CLA и Atlas, где снимали кучу блокбастеров вроде «Гладиатора» или «Мумии». Киношники едут в Марокко за разнообразными пейзажами, дешевой массовкой и... солнцем, чтобы сэкономить на мощном искусственном освещении.

«Голливудские следы» временами встречаешь просто по дороге. Вот типичная американская заправка. Даже надписи на английском и разбитые заокеанские драндулеты вокруг. Откуда все это в бывшей французской колонии?! Оказалось, декорация к известному ужастику «У холмов есть глаза 2», который снимали в этих местах. Окружающий пейзаж и правда Юту, Аризону или Нью-Мексико напоминает. К слову, слоган фильма звучал так: «Повезет тому, кто умрет быстро». Атмосфера на киношной АЗС соответствующая.

О торговцах

«Дастеры» на московских номерах марокканцев ожидаемо удивляли. И чем дальше забирался караван, тем навязчивее становился интерес. Грязные дети выбегают на дорогу, клянчат еду (поделились с ними водой и сухпайком), взрослые пытаются впарить какое-то барахло и блестящие камни: «аметист, вери гуд!». Хотя на самом деле это вовсе не дар природы, а дурилка туристическая, разукрашенная в придорожной лачуге. Причем эти дельцы выскакивали ниоткуда даже в безлюдной местности.

Вообще надо помнить: народ марокканский появился, как сплав берберской, африканской, испанской, арабской и даже еврейской культур. Так что надо торговаться — это обязательный ритуал. В два раза уменьшить цену — дело пяти минут. В провинции сделка может случиться даже без денег в кармане! Приветствуется бартер: предлагают на полном серьезе поменять на товар ваши еду, воду и даже одежду. А один абориген предложил за «ту прекрасную девушку» 10000 дирхамов. Вот и думай — шутил или нет.

С заходом солнца температура в Сахаре падает ниже 10 градусов. Так что рассказы группы разведки о гремучей змее, которая однажды забралась погреться в багажник их машины, приобрели особую актуальность

Впрочем, покупать все равно выгодно. Особенно товары из кожи, керамику, фонарики и прочие изделия мастеров. Только проявляйте интерес аккуратнее. Иначе абориген будет бегать по пятам, пока не возьмет вас измором. Это вам не Duster, насквозь честный в своем характере — от цены до проходимости.

В Марракеше побродили по огромному базару. Тут есть настоящие заклинатели змей и продавцы экзотических игуан. Вечером на центральной площади открывается городок фаст-фуда. «Гарантия на еду — 24 часа», — пошутил гид

auto.mail.ru

5000 км по дорогам и без них: artemspec

Обновленный Renault Duster - пожалуй, самый доступный европейский кроссовер на рынке. Я проехал на нем пять тысяч километров, и результат меня шокировал.

Джинсы. Такие похожие и такие разные. Изначально - износостойкие штаны для американских реднеков, сшитые из конопляной парусины. Появились на свет джинсы в середине 19 века. Тогда надвигалась промышленная революция, и упадок парусного флота был ощутим, как никогда. Парусина была никому не нужной, и сильно подешевела.

Американец Ливай Страусс (на самом деле - Лёб Штраусс, немецкий еврей) придумал сшить из них штаны для золотодобытчиков и работяг - и озолотился. Джинсы раскупали, как горячие пирожки. Чуть позже с парусины Страусс перешел на "деним" - плотную хлопчатобумажную ткань, выпускавшуюся в городе Ним на юге Франции. Еще позже, портной Джейкоб Дэвис (на самом деле - Якоб Йофис из Риги) придумал закреплять карманы на боках джинсов медными заклепками. Собрать 68 долларов на патент он не сумел, и обратился с Страуссу со своей идеей.

Компаньоны получили совместный патент, а джинсы - заклепки. До сегодняшних дней они дошли, практически не изменившись. Трудно представить себе что-то более удобное, чем штаны, которые можно надеть и на рыбалку, и на работу, и на деловую встречу.

И все это возвращает нас к герою сегодняшнего обзора – кроссоверу Renault Duster, который по своей концепции максимально близок именно к этому предмету гардероба. 

Duster – дитя разных культур. Разработанный во Франции, производящийся в Румынии, России, Южной Америке, Индии, Африке, Duster воплотил в себе инженерную смекалку и повседневную практичность.  Получившийся коктейль уже пришелся по нраву покупателям. Нынешнее поколение – рестайлинг предыдущей модели, разошедшейся по миру сотнями тысяч экземпляров.

Внешне новые джинсы - почти такие же, как старые джинсы, но чуть моднее. Благодаря новому дизайну бамперов и светотехники, Duster больше не смотрится провинциалом на улицах благоухающего яркими красками жизни большого города, и вместе с тем, не выглядит слишком броско, чтобы акцентировать на себе нежелательное внимание завистников в провинции.

Обновленная светотехника привлекает дизайном, но фары светят так себе - хотя на дальний и ближний свет тут стоят отдельные лампы, это обычные галогенки без линз и даже светодиодных дневных ходовых огней.

Главные отличия скрыты от взгляда. Во-первых, в линейке моторов появился обновленный дизель объемом полтора литра - силовой агрегат, хорошо знакомый по различным моделям Renault.  Мощный (109 л.с.), тяговитый (240 Нм), экономичный. 114-ти сильный бензиновый двигатель объемом 1,6 литра - новый, с цепью ГРМ вместо ремня. Механические коробки передач (4х2 - 5 передач, 4х4 - 6), устанавливающиеся с двигателем 1.6, получили более «длинные» высшие передачи. Двухлитровый мотор получил прибавку в мощности – теперь он развивает 143 л.с. и 195 Нм.

Беглый взгляд в салон - кажется, тут ничего не изменилось со времен первого "Дастера" 2011 года.

Скучный и примитивно-простой, как джинсы, интерьер французско-румынского автомобиля с презрением смотрит на "интеллигентов", использующих в разговорчике словосочетания типа "современная архитектура салона" и "эргономичность". Так, управлять климатом в этом автомобиле на ходу может только человек, способный одновременно идти по канату над пропастью и собирать кубик Рубика - не глядя, одной рукой. Крутилки расположены в слепой зоне, как и экран мультимедийки.

Хорошо хоть, есть «кондей» и подсвеченные клавиши стеклоподъемников (водительский - с авторежимом) находятся на дверях, а не где-нибудь под сиденьями...

Но если присмотреться, то отличия от старого "Дастера" все же есть: по-французски слегка сумасшедшая клавиша сигнала переехала с торца подрулевого переключателя на баранку, а новые сиденья больше не похожи на лавку из вагона для пассажиров тридцать третьего класса в поезде для представителей низшей касты где-нибудь в индийской провинции. Подлокотника спереди так и не появилось - держать руку на весу или на рычаге КПП неудобно. Впрочем, он доступен в качестве опции у дилеров. В противосолнечных козырьке есть зеркала, но без подсветки и без крышки. В результате при откинутом козырьке перед глазами водителя появляется совершенно ненужное ему зеркало. Да, перефекционисту в "дастере" тяжело...

Под жестким, как у деталей конструктора «лего», пластиком салона скрыта еще одна новинка - мультиплексная проводка, позволившая внедрить целый ряд новшеств - например, обогрев лобового стекла, круиз-контроль, улучшенный мультимедийный комбайн с Bluetooth, камерой заднего вида и хорошо работающей навигацией (умеющей "принимать" пробки по TMC-RDS), а также возможностью запуска двигателя по таймеру или дистанционно - с кнопки на брелоке. Тем не менее, клавиша активации круиз-контроля расположена на торпеде, а не на руле, а на хорошо читаемой шкале тахометра нет красной зоны - даже на дизельной версии шкала размечена до 7000 об/мин. Зато есть индикаторы, помогающие переключать передачи вовремя. Управление музыкой выведено на отдельный джойстик – еще одна странная традиция Renault. Кстати, и подогрев стекла, и система дистанционного запуска - результат работы российских инженеров. Также была доработана геометрия работы стеклоочистителя - увеличена зона очистки и размер самих "дворников". Более того, у автомобиля появились "европейские" поворотники, моргающие три раза при касании подрулевого переключателя, а также датчик наружной температуры. Уже в базовой комплектации появился электрический догреватель системы отопления, включающий обогрев салона сразу после запуска мотора. Можно отметить и тот факт, что у автомобиля появилась нормальный замок на лючке топливного бака с дистанционным приводом, вместо пробки с замочной скважиной, с которой раньше приходилось ходить на заправке, как с брелоком. Все моторы теперь имеют режим ECO, позволяющий экономить топливо. Включается режим клавишей на торпеде.

Задние сиденья лишены выдвижного подлокотника, спинка не регулируется по наклону, но сидеть достаточно удобно - запас места для ног приличный.

Подстаканника сзади нет, но есть кармашки в спинках передних сидений и 12-ти вольтовая розетка. Основной недостаток - клавиша задних стеклоподъемников находится на подлокотнике непосредственно под локтем, поэтому на неровной дороге задний пассажир то и дело непроизвольно опускает стекло.

Багажник - место силы "Дастера". Тут неожиданно много места для автомобиля длиной в 4.3 метра.

Вместо гибкой шторки багажного отделения теперь устанавливается прочная полка. Детская коляска влезает, как говорится, "со свистом". Спинки сидений раскладываются в ровный пол, а это означает, что сюда можно вместить и полноразмерного живого бегемота (или, например, 500-литровый бокс Thule). Вот только с обратной стороны сиденья - ничем не прикрытый белый пенистый наполнитель. Это некрасиво. Еще один косяк - если при откинутой задней «сидушке» вы захотите встать на порог правой задней двери, чтобы, например, достать что-то из бокса на крыше, то носки ваших ботинок оказываются стоящими на проводке бензонасоса. Полик багажника, закрывающий нишу с полноразмерной запаской, сделан из дешевого оргалита. Органайзер сделан из пенопласта, и при перевозке тяжелых грузов его легко повредить.

Уверен, что специалисты по эргономике, участвовавшие в работе над "дастером" сейчас не икают - просто потому, что их не существовало в природе.

Поскольку я коснулся темы бокс на крыше, то тут надо заметить, что толщина рейлингов у нового "дастера" увеличилась примерно вдвое, почти до 7 сантиметров. Поэтому единственный багажник на крышу, который мне удалось подобрать - это поперечины Thule Wingbar с крепежами артикула 775.

Хороший и надежный вариант, который я могу всем рекомендовать. Также можно купить аналогичный оригинальный багажник Renault (производства Thule), но с прямоугольными поперечинами - этот вариант стоит около 10 000 рублей, что чуть дешевле, чем "аэродинамичный" Thule.

Со стороны может показаться, что я уничтожил и растоптал "Дастер" в предыдущих абзацах. Но нет - все эргономические недочеты я прощаю ему за то, как он едет.

Мне не удалось протестировать младшую версию с мотором 1.6. Но 143-х сильный двухлитровый бензиновый мотор оставил самые приятные впечатления, даже в сочетании с тупой, как румынская ослица, четырехступенчатой АКПП. Однако моим фаворитом сразу стал дизельный вариант на новой 6-ти ступенчатой «ручке». Хотя по цифрам динамики он уступает двухлитровому мотору, но тяга у него лучше. Благодаря сверхкороткой первой передаче, играющей на бездорожье роль «понижайки», а также хорошо подобранному ряду передаточных чисел, этот агрегат идеально подходит для "Дастера".

Избирательность привода, впрочем, могла бы быть и получше... Однажды я на скорости около 100 км.ч. воткнул третью передачу вместо пятой. Раздался рев раненого слона, мотор заглох, высказав мне все, что обо мне думает, включив иллюминацию в виде разноцветных лампочек. После этого двигатель завелся, но у него пропала тяга. К счастью, рядом были специалисты Renault - с помощью сканера они быстро установили, что я "крутанул" дизельный мотор крепко за 6500 об/мин, на что он немного обиделся. Но после сброса ошибки автомобиль поехал, как ни в чем не бывало. Надежная железка!

На дорогах общего пользования, Duster - типичный легковой автомобиль. Он на удивление неплохо держит прямую, умеренно кренится в поворотах, но удовольствия от активной езды на нем не получаешь... до той поры, пока под колесами не начинается разбитая дорога.

Внезапно понимаешь, что валить по грунтовкам или убитому асфальту можно с той же скоростью, что и по ровному асфальту - при этом подвеска не пробивается, задняя ось не подпрыгивает на кочках в поворотах, и вообще - в автомобиле комфортно даже сидящему в кресле сзади младенцу. Там, где на рамном люксовом внедорожнике с мостом сзади нужно снизить скорость до 30 км.ч., чтобы не разбудить малыша, на «дастике» можно ехать за сотку.

По словам ребят из Renault, "шумка" на новом "Дастере" была радикально улучшена, а дверные уплотнители увеличены. Да, мотор в салоне не ревет, но переговариваться шепотом с задними пассажирами на скорости за 130 невозможно. Да и камешки, барабанящие по аркам, слышны очень хорошо.

Второе откровение явилось мне на румынском бездорожье. Настоящем бездорожье, с булыжниками, камнями и скользкими склонами. Когда я увидел, какую трассу приготовили для журналистов ребята из агентства "Авторазум", я поначалу решил, что ум за разум у них заехал. На кроссовере? Сюда? Ребята, вы в своем уме?

Но поскольку на другом конце 50-ти километрового спецучастка по Карпатским горам меня ждал горячий ужин и пузырящееся джакузи в пятизвездочном СПА-отеле, я не подал виду и смело направил свой автомобиль туда, где он должен был остаться навсегда, зависнув днищем на камнях и застряв в грязевом месиве, из которого торчали куски бревен. В конце концов, машина не моя!

И тут произошло непредвиденное. Duster оказался настоящим внедорожником. Малый вес (всего 1400 кг), короткие свесы кузова, клиренс в 21 см, непробиваемая подвеска, тяговитый двигатель, заменяющая «понижайку» сверхкороткая первая передача и хорошо настроенная система полного привода с защищенной от перегрева электромагнитной муфтой, способной полностью блокировать межосевой дифференциал на скорости до 80 километров в час – все это приблизило внедорожные свойства Duster к настоящим рамным «джипам».

Скажу честно, пару раз я насадил свой "дастик" порогами на камни, но он продолжал ехать и ехать... Удивительный автомобиль! Это не шутка и не преувеличение - на бездорожье "дастер" в своей тарелке и даст фору абсолютному большинству известных мне кроссоверов. Нельзя не отметить и цепкую АТ-резину, входящую в конвейерную комплектацию автомобиля.

В ситуации с диагональным вывешиванием электронная имитация блокировок работает отменно - машина едет в гору на двух колесах, пока не опрокинется и не упадет в овраг, на радость румынским цыганам, которые сделают из нее кибитку.

После езды по лесу в дождик, меняется и взгляд на аскетичный интерьер. Что вы говорите, мягкий пластик только на руле? Зато можно мыть салон хоть из шланга, что будет весьма уместно, если вы будете ездить в автомобиле в грязных сапогах и грязных штанах. А они точно будут грязные, особенно, у задних пассажиров, ибо расширенные задние арки и пороги собирают на своей наружной поверхности грязь в невероятных количествах. В компании о проблемах знают, и обещают найти решение - им мог бы стать увеличенный размер передних брызговиков.

Впечатленный поведением "Дастера" на плохих дорогах и вне них, по возвращению из Румынии я выпросил у представительства Renault тот самый дизельный "Дастер", на котором я ездил по Карпатам, и отправился в Латвию, намотав за две недели 4500 км.

После этого я могу совершенно уверенно заявить: на фоне адекватного поведения на дорогах, выдающихся способностей вне дорог, экономичности, а также умеренной цены, все эргономические недочеты этого автомобиля меркнут. Это автомобиль-джинсы, те самые, из конопляной парусины.

В отличие от многих других авто, новый "дастер" не подорожал ни на рубль, а это значит, что за 900 тысяч рублей вы можете приобрести вместительный и исключительно практичный полноприводный кроссовер, расходущий на сотню 6 литров дизтоплива и способный пройти там, где на паркетниках нормальные люди не ездят. На мой взгляд, это предложение, от которого невозможно отказаться.

Благодарю журнал GEO за организацию поездки в Румынию. Более подробно про эту поездку вы можете узнать в октябрьском номере журнала.

artemspec.livejournal.com

Рено Дастер Детур дебютировал на автошоу в Африке

Реклама

Октябрь 16, 2013, 23:28

Анонсированный ранее и показанный в виде фото-паззла кроссовер Renault Duster Detour наконец-то воплотился в стали и официально представлен в Йоханнесбурге (ЮАР) на международном автосалоне.

Будучи разработанным на основе обновленного Renault Duster 2014, концептуальный Detour является творением объединенной группы дизайнеров из центрально-европейского дизайн-бюро Renault и южно-африканской студии, специализирующейся на подобных задачах. Создатели описывают Detour как смесь «Безумного Макса и Терминатора с налетом грязи и пыли ралли Дакар», однако концепт — это не только цветастая обложка обычного Duster.

Новинка отличается от рядового Duster новыми легкосплавными колесными дисками, светодиодами задних фонарей, огнями на крыше, головной оптикой с яркими оранжевыми акцентами, сдвоенным патрубком выхлопной системы и пластиковым обвесом на колесных арках. Как стало известно, Renault не собирается запускать модификацию Duster Detour в серию, а значит, никакой ценовой информации также оглашено не будет.

Читайте также

data-matched-content-ui-type="image_stacked" data-ad-format="autorelaxed">

Реклама

Распродажа новых внедорожников

allroader.ru


Смотрите также


О компании | Дисконты | Партнеры | Каталог товаров | Статьи | Контакты
AutoLogan | Все права защищены © 2018 | Карта сайта